Основной метод обучения грамоте в современной школе

В зависимости от того, какая единица языка берется как исходная при обучении элементарному чтению буква, звук, слог, целое, слово , и от того, какой вид деятельности учащихся анализ, синтез является ведущим, методы обучения грамоте могут быть классифицированы. В зависимости от того, какая единица языка берется как исходная при обучении элементарному чтению буква, звук, слог, целое, слово , и от того, какой вид деятельности учащихся анализ, синтез является ведущим, методы обучения грамоте могут быть классифицированы в соответствии со следующей таблицей: На такое чтение затрачивался еще один год.

К письму переходили лишь на третьем году обучения. Буквослагательный метод направлен на механическую зубрежку. Существенным недостатком метода было то, что он не опирался на звучащую речь, не требовал слитного чтения слога. Сложное название буквы затрудняло восприятие читаемого звука. Тексты, религиозно-нравственного содержания были трудны для детского восприятия. Письмо было оторвано от чтения. На смену буквослагательному методу приходят другие, главным образом звуковые методы, ориентированные на аналитическую, синтетическую и аналитико — синтетическую деятельность учащихся.

Усиленная слоговая работа, по сравнению с буквосложением, была шагом вперед, так как в ней имеют место слуховые и речедвигательные упражнения, само чтение становится ближе к естественному, слоговому чтению, элементарно соблюдается постепенность в нарастании трудности читаемого. Однако слоговые методы в том виде, как они применялись в XIX в. Тексты для чтения — это молитвы, заповеди, религиозно-нравственные поучения. Поиски в споры к середине XIX в. Свой метод Ушинский назвал методом, письма - чтения.

Он убедительно доказал, что нельзя отделять письмо от чтения. Он считал, что письмо, опирающееся на звуковой анализ, должно идти впереди чтения отсюда и название метода. Ушинского дети сначала знакомятся с рукописным шрифтом, и лишь через 10—15 уроков вводятся печатные буквы. В своей методике ученый объединил анализ и синтез, ввел систему аналитических и синтетических упражнений со звуками, слогами и словами.

В его системе анализ и синтез неразделимы. Достоинством методики было то, что автор опирался на живую речь. Обучение грамоте соединено с развитием речи учащихся. С первых же уроков дети работают с народными пословицами, с загадками; читаемые тексты доступны для них. Для звукового анализа используются предложения и слова, взятые из речи самих учащихся.

Положительной стороной своей методики К. Ушинский считал ее развивающий характер. Постоянное внимание уделялось развитию речи, осознанному чтению, беседе, связи письма и чтения — все это создавало последовательную систему развития мыслительных способностей школьников. Звуковой аналитико-синтетический метод, таким образом, представляет собой огромный шаг вперед на пути борьбы за массовость образования.

Понятие о методе. Классификация методов обучения грамоте

В нем полностью преодолен догматизм буквослагательного метода. В конце XIX в. Вахтеров ввели двухнедельные добукварные звуковые упражнения. Цель этих упражнений — развить слух детей, подготовить их к быстрому и легкому выделению отдельных звуков из речевого потока, научить разлагать его на элементы: В этот же период проводилась подготовка к письму: Позднее этот этап получил название добукварного периода.

Тихомиров отказались также от опережающего письма: В его букваре для усиления слоговой работы помещены слоговые таблицы. Дети сами составляли свой рукописный букварь, состоящий из собственных впечатлений, мыслей, переживаний. Хотя метод, Шапошникова был ориентирован на творчество детей, на высокую познавательную активность, он не получил широкого распространения, так как большинство учителей не умели работать, не опираясь на печатный букварь, на его страницу, на конкретные материалы и упражнения.

Метод целых слов привлекал специалистов тем, что позволял, во-первых, сразу начинать чтение с осмысленных и ценных в воспитательном отношении текстов, избегая длительного периода чтения примитивных, малоинтересных, бедных по содержанию текстов; во-вторых, снимались трудности звукового метода, связанные со звукослиянием.

Согласно методу целых слов, единицей чтения с самого начала становится слово, его графическое изображение воспринимается как идеограмма и лишь впоследствии расчленяется на составляющие элементы — буквы.

Дети за первые 2—3 месяца занятий запоминали зрительно, почти без анализа звукового и буквенного состава, до слов. Они воспроизводили их графически, т. Затем начинался буквенный анализ выученных слов: Огромным недостатком метода целых слов было и то, что его нельзя было отнести к числу развивающих мышление учащихся методов.

Этот метод опирался на зрительную, механическую память и в этом смысле был сродни буквослагательному методу. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте был создан в е гг.

Этот метод по сравнению с ранее существовавшими: Ориентированный на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза, данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи. Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. Обучение грамоте и развитие речи Суть звуко- буквенного анализа слова как основного метода обучения грамоте в современный период Нестандартные методы знакомства детей со звуком и буквой на уроках обучения грамоте в начальной школе в соответствии с ФГОС.

В ходе урока детям неоднократно приходилось вспоминать и использовать знания из других образовательных областей: В памятке отражны все этапы овладения грамотой с определёнными методами работы В период обучения грамоте большое внимание нужно уделить звуковому анализу и синтезу.

Звуковой аналитико-синтетический метод считается одним из современных методов, котрый способствует формированию фо Социальная сеть работников образования ns portal. Детский сад Начальная школа Школа НПО и СПО ВУЗ. Главная Группы Мой мини-сайт Ответы на часто задаваемые вопросы Поиск по сайту Сайты классов, групп, кружков Сайты образовательных учреждений Сайты пользователей Форумы. Поиск по библиотеке Воспитательная работа Для комплексов "Детский сад-начальная школа" Здоровый образ жизни Изобразительное искусство Иностранный язык Информатика История Логопедия Математика Материалы для родителей Материалы МО Междисциплинарное обобщение Музыка Общепедагогические технологии Окружающий мир Основы безопасности жизнедеятельности Психология Региональный компонент Русский язык Сценарии праздников Технология Физкультура Чтение Разное Аудиозаписи Видеозаписи.

Складывались слоги, не всегда реально существующие в языке, в отрыве от живой речи: Согласно этому методу, школьники делили предложение на слова, слова — на слоги, а слоги разлагали на звуки в устном варианте и на буквы в варианте письменном.

Однако и в этом аналитическом звуковом методе все еще заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв. Звуковой анализ слова начинался после того, как дети зрительно запоминали начертание этого слова, т. Примером синтетического звукового метода может служить метод Николая Александровича Корфа Этот метод унаследовал многое от буквослагательного метода.

Однако обучение грамоте начиналось с изучения отдельных звуков, а затем — соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: Затем усваивались новые звуки и т.

Чтение по этому методу — это называние ряда звуков, обозначаемых буквами побуквенное чтение. Толстой уделял очень большое внимание слоговой работе: Развивался речевой слух детей. Тексты были составлены так, что трудность читаемых слогов и слов нарастала постепенно. Он ввел добуквенные упражнения в разложении слов на звуки, много внимания уделял слуховому восприятию и артикуляционным упражнениям речедвигательным ; применил одновременное обучение письму — ввел печатание букв, слов и даже запись слов под диктовку с первых же уроков грамоты; добивался сознательного чтения: Тексты для чтения — это молитвы, заповеди, религиозно-нравственные поучения Поиски в споры к середине XIX в.

В Западной Европе звуковой аналитико-синтетический метод разрабатывали в XIX в. Дистервег, Фогель; в России он впервые был введен К. Обучение грамоте и развитие речи. Методы работы, применяемые педагогом в период обучения грамоте памятка В памятке отражны все этапы овладения грамотой с определёнными методами работы Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте В период обучения грамоте большое внимание нужно уделить звуковому анализу и синтезу.



Вас заинтересует:

Выбор правильных методов обучения — это одна из главных проблем в педагогической науке. Орг - год.